stephen shore #mstr_art Стивен Шор заработал свою репутацию, показав красоту в сценах, кажущихся банальными и повседневными — от уличных знаков и витрин, до тарелок полусъеденной пищи. Если бы Стивен Шор не был фотографом, он стал бы основателем инстаграма. Фактически он придумал фотографическое наполнение инстаграма за сорок лет до появления этого сервиса. Снимки Шора — звучные, сочные, на них изображено красивое Ничто; моменты, которые ничего не решают, но которые хочется поедать взглядом. Если бы фотография была съедобна, то работы Шора были бы восхитительными и вредными жирными пирожными из ближайшего фастфуда. Стивен Шор родился в Америке. Он как будто сам себе заранее составил биографию успешного фотографа: в шестилетнем возрасте получил в подарок от дяди пленочный фотоаппарат, в четырнадцать показал работы Эдварду Стейхену, который тогда был куратором МоМА. Тот был в восторге и купил сразу три в коллекцию. В семнадцать лет Шор встретил Энди Уорхола. Бросил арт-школу, поняв, что мастерская Энди — лучшая арт-школа. Зависал там три года. Шор начал заниматься цветной фотографией тогда, когда все «серьезные» фотографы считали цвет уделом рекламных кампаний или семейных выездов на пляж. Шор одним из первых взялся за цвет, и его цвет стал символом нового слова в художественной фотографии: жизнь как она есть, во всех оттенках. Шор начал делать снимки никому не интересной, незаметной обыденности — того, что мы называем непереводимым русским словом «быт». Непримечательность была возведена в культ. Пыльная, желтоватая от закатного солнца одноэтажная Америка Шора стала живой декорацией для Голливуда. Фотограф как бы «закрепил» образ типичной Америки — именно с таких изображений стали делать сцены для вестернов и роуд-муви. В этих работах автор искал красоту банального, словно в противовес принципу Анри Картье-Брессона, согласно которому камере положено фиксировать драму «решающего момента». Он находил свою красота там, где её меньше всего ждут: за столиком в закусочной, в завтраке с блинчиками, на пустынной парковке, в придорожном рекламном щите, автомобилях конфетных цветов, залитых полуденным светом улицах, лишённых человеческой активности. Коренной нью-йоркец, Шор отправился в путешествие, чтобы познать истинную Америку. Мотель в его работах превращается из промежуточной остановки в главную американскую достопримечательность: пыльная и одинаковая Америка, которая вечно в пути. Шор был первым, кто решил снимать преимущественно интерьеры гостиниц. И ему удалось создать новую послевоенную американскую фотографию, раскрыть суть Америки: торжество мира вещей. Ничто не меняется, сам воздух неподвижен. Здесь нет «решающего момента» в духе Картье-Брессона, здесь нет события, драмы, переживания, эмоции. Все поглощает фатальная стабильность. Готовый дизайн становится основой фотографической эстетики — как объект рекламы, но без завершающего слогана и с долей экзистенциальной печали. Эти машины, эти интерьеры гостиниц с обоями в цветочек были фактически никому не интересны, когда их можно было видеть на каждом шагу. Только по прошествии времени они становятся значимым элементом истории. Фотографии Шора — как вклад на долгий срок, который приносит проценты только в конце. Стивен Шор фотографировал на протяжении более полувека. Съёмку он сравнивал с другим своим любимым занятием: «Фотография, как и рыбалка, это искусство, требующее интеллекта, концентрации и деликатности». Эстетика Шора не осталась в прошлом — напротив, она нашла свое отображение в инстаграме с его массовым позывом отправлять в вечность все, что нас окружает: улицы, интерьеры, но главным образом еду. Сам инстаграм Шора (https://www.instagram.com/stephen.shore/?hl=en) оказался патологически неинтересен за пределами семейного круга: Стивен потонул в этом море, хоть и успев оставить восхитительное наследие.

Теги других блогов: фотография быт Стивен Шор